Главная / Статьи / Когда тревога — это способ (не) жить
Размытое лицо женщины с закрытым глазом, символизирующее внутреннюю дезориентацию, тревожность и психоэмоциональное расщепление
16.04.2025

Когда тревога — это способ (не) жить

Люди говорят о себе «просто я вот такой тревожный человек». Но это не «просто»: тревожность - не черта характера. А образ жизни – болеть и не лечиться.

Во-первых, люди с хронической тревогой сидят на ней, как наркоманы (про дофамин и адреналин мы уже выяснили выше). Что мешает обратиться к психотерапевту и выработать новые модели поведения, более крепкие и адаптивные? Даже интернет переполнен информацией! Но нет, они этого не делают, потому что им не выгодно. Если адреналиновый реактор перекрыть, нечем будет вштыриватся раз в 5 минут. Жить станет скучно, ибо внутри больше ничего нет.

Во-вторых, вместо конструктивных интерпретаций реальности и здорового реагирования, годами вырабатывались тревожные модели. С ними привычно. Это как запах в доме: вы уже его не различаете, разница нивелирована временем. Адаптация идет не к реальности, а к своей деструктивности.

Как-то раз у меня был кейс, когда женщина не могла оставаться одна из-за своей тревоги. Как вам такое?

Как-то два, был другой кейс попроще: женщина 38 лет работала маркетологом, не спала и не ела. Она контролировала всё и вся, была очень гиперответственная. Жизнь была похожа на спринт с постоянным подсчетом рисков: «а вдруг не туда повернёт», «а если заболеет», «а если я ошибусь». Знаете, почему?
Потому что она просто подстроилась к боли, от которой когда-то сама же отвернулась. Застряла на краю той самой травмы, когда еще чуть-чуть – и случится невидимая катастрофа.

И такая травма была у каждого человека с «тревожным характером». Ее просто надо ИСКАТЬ и проживать заново с новым осмысленным выводом.

Ибо тревога – это не просто чувство – это эмоциональный дисбаланс, возникающий в момент обрушения смыслов. Когда факты еще не видны, но вы какой-то частью себя понимаете, что произошла трагедия (обычно, утрата чего-то важного). Вспомните самый простой пример: когда ваш любимый человек начинает изменять или врать, вы не знаете этого – но перестаете находить себе место от тревоги. Вот это и есть архитектура тревоги: утрата (близости) + невидимость.
🔸 Фрейд писал, что тревога — это сигнал. Она всегда про то, что вытеснено (или подавлено, энивэй, - не видимо). И если вы тревожитесь без причины — значит, причина или слишком глубоко, или вы ее не видите.

🔸 Бион: когда психика не может переработать ужас, она сливает его в тело. И она там застревает мышечными «блоками». Получается не страх — а постоянный фоновый шёпот тревоги изнутри.

🔸 Мелани Кляйн говорила, что первичная тревога — это глубинный страх быть разорванным, нецельным. И если объект (мать, мир, партнёр) не контейнирует, тревога становится вечной. С этой бедой сталкиваются все, кто живет с нарциссами: они – не контейнируют вообще.

🔸 Фонаги: тревожный не знает, что с ним происходит, потому что ему в детстве не отражали чувства, не научили эмоциональной координации в реальности. Он просто боится.

У более чем 65% тревожных людей никогда не было серьёзной психотравмы. Но почти у всех — хронический дефицит контейнирования в детстве. Их не слышали. Не выдерживали. Не позволяли ошибаться, плакать, злиться. Не позволяли проживать жизнь так, каким был импульс ее прожить. Или не дали инструментов проживать – то есть, здоровых моделей реагирования. Поэтому теперь каждый шаг — под девизом «лишь бы ничего не случилось».

Правда в том, что тревога часто удобна. Она даёт ощущение действия: «Я переживаю — значит, контролирую. Мне не надо развивать свою эмоциональность – и на тревоге прокатывает как-то перекатываться по жизненным кочкам». Но реальный конструктивных действий и реального проживания событий – нет. + Есть побочный эффект — тревога сжигает жизнь и энергию «вхолостую».

Вторая правда в том, что для некоторых людей тревога – это патологически искаженная форма любви к себе. Они постоянно волнуются, потому что хотят уберечь себя. Но из-за эмоциональной недоразвитости (простите) уберечь не могут – а только еще больше жгут себя надпочечниковыми спецэффектами.

Что делать?

1. Перестаньте считать тревогу нормой. Это не ваш темперамент, не характер и не изюминка. Тревога – патологическое следствие воспитания невниманием. Признание этого — первый шаг к исцелению.

2. Ищите тело, а не объяснение. Тревога живёт в диафрагме, в шее, в зажатых челюстях. Очень много тревоги – в ягодичных мышцах. Начните с наблюдения за телом. Что оно говорит, когда вам страшно? Высыпаетесь ли вы, расслабляется ли ваше тело ночью? Или мышцы настолько сильно и навечно заблокированы, что уже искажена мимика?

3. Переосмысляйте сценарий. Иногда мысль о том, что все пойдет плохо, не имеет отношения к реальности и истинному знанию. Это просто старая пластинка, и вы ее забыли сменить.

4. Говорите. Вслух - с терапевтом, с собой. У тревоги нет шансов, если у вас есть речь. А если вы готовы назвать тревогу по имени – тревогой, - то тем более, ноль шансов. Ибо вам теперь придется с ней иметь дело как с дискомфортом настроения, а не «повышенной ранимостью», «интуицией», и всем остальным, чем принято ее называть.

5. Попробуйте одно упражнение сегодня: выпишите 3 своих самых частых тревожных мысли — и рядом: «Что самое худшее может произойти?» и «Что я буду делать, если это случится?»

Не верьте тревоге на слово. Взвесьте и измерьте ее – и проверьте на реалистичность. А себя – на способность самостоятельно сконтейнироваться.

Знаете ли вы, что такое – контейнирование? Понимаете ли, как оно делается?

Или живете тревожную жизнь, даже не пробуя что-то изменить?
А может быть, отрастили бетонное лицо поверх тревоги, и думаете, что прокатит «пожить» и с ним?

Ирина Белоусова

Автор статьи:

Как правильно подобрать психолога?

Напишите нашему администратору в Telegram
или пройдите подробный тест и узнайте, какой психолог подойдет именно вам. В 90% качество консультации зависит от совместимости ваших характеров

Начните с первого шага –
анонимная консультация психолога!

Первая консультация со скидкой 50%