Женщина, знающая себе цену, — это угроза для чужой самооценки и ходячий подрыв стабильности привычного порядка распределения энергии (в семье, в том числе).
Люди побаиваются и недолюбливают нарциссичных даже мужчин, хотя им культурно предписано быть такими. Если вы, женщина, вдруг перестанете быть предсказуемой, доброй и всепрощающей (на фоне чужой лени, насилия и инфантилизма), окружающие запаникуют. Если они поймут, что вы лучше других, - начнут вам мстить. Если вы откажетесь уступать и держать семейную систему, в которой все обнаглели, вас объявят предательницей и «я-то думал, ты хорошая, а ты сууука – ты меня обманууула…»
Вы станете почти Медеей.
Потеряете всех иждивенцев, которые питались вашими ресурсами без «спасибо». Но обретете шанс на осознанность, зрелость и сексуальность. Именно в момент психоанализ станет возможен для вас, и вы сможете развиваться всерьез. Без нарциссизма рационально только собирать на рак - от него чаще всего и умирают хорошие девочки.
Как-то у меня была пациентка со стеклянными глазами: тихая, аккуратная, 45 кг при росте 170, карьера, дом, двое детей, фатальный диагноз. Она не замечала - и продолжала не замечать даже измены мужа. Желаний своих у нее не было. Лечиться ей не хотелось, но и умирать тоже. Как-то на сессии удалось ее уговорить просто уехать дня на 4, сменить картинку, отдохнуть. И она уехала, никого не предупредив и ни у кого не отпросившись, не подготовив всё к отъезду. Когда вернулась, муж сказал, что она его предала. Дети были накрученные и в шоке. Мать плакала. Возвращение домой стало встречей с реальностью: до нее дошло, что она – корм, и на нее живую всем наплевать, ее затаптывали ни за что. В какой-то момент разборок что-то внутри сломалось – и она физически задрожала, почувствовав удовольствия от обнаружения СЕБЯ в реальности, под которую она впервые не прогнулась. Ей стало страшно и восхитительно одновременно. Вот так и рождается нарциссизм – когда люди начинают биться о ваши границы, и вы вдруг это замечаете. И ваше «хочу» внезапно громче, чем чужое «надо».
Что важено в этом кейсе? - вся семья плевать не хотела, что мама болеет. Мама долго лечится, и ей хотелось бы, может, просто отдохнуть. Вся семья переживала ее глоток свободы, как предательство (их интересов) и невыносимую драму.
У мужчин и женщин разные культурные и воспитательные ситуации – и поэтому разные ядерные сценарии. Мужской нарциссизм социализируется, женский нарциссизм осуждается. Ассоциативный ряд – стервы, ведьмы, разрушительницы семей. Но парадокс в том, что ЖИТЬ (а не выживать) женщина начинает только тогда, когда разрешает себе здоровую нарциссическую позицию – слегка кладет на социальные ожидания и эмпатию к каждому встречному, выстраивая свой трек по своим лекалам. Как героиня Мэрил Стрип в Дьявол носит Prada – не злодейка, но очень неудобная. Ее боялись. Хотя она просто когда-то отказалась растворяться. Можно понять? Я понимаю.